103 фз о деятельности по приему платежей

Содержание

О приеме платежей за коммунальные услуги по Федеральному закону №103-ФЗ

В 2018 году органы прокуратуры активно проводят проверки компаний, осуществляющих прием платежей за жилищно-коммунальные услуги в целях выявления лиц, не соблюдающих требования Федерального закона от 03.06.2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Рассмотрим, договорные модели на примере ЖЭУ и ТСЖ, подпадающие под действие Федерального закона от 03.06.2009 г. №103-ФЗ.

Многие ЖЭУ заключают договоры на технические обслуживание многоквартирных домов, которые находится под управлением ТСЖ, ЖСК, ТСН (далее — ТСЖ). Согласно, указанным договорам (как правило, они типовые) ТСЖ передает ЖЭУ функции по управлению расчетами: получать счета-фактуры, счета, акты потребления ресурсов, акты выполненных работ от поставщиков за потребленные услуги, производить расчет платы за коммунальные услуги и за содержание жилья, предъявлять единые платежные документы собственникам жилых и нежилых помещений за потребленные коммунальные услуги и техническое обслуживание, осуществлять сбор платы за коммунальные услуги.

В соответствии с отдельными положениями договоров на техническое обслуживание, после поступления транзитных платежей в кассу или на расчетный счет ЖЭУ от собственников жилых/нежилых помещений ЖЭУ обязано перечислять полученные денежные средства на счета ресурсоснабжающих организаций.

Платежные документы по начислению платы за коммунальные услуги жильцам многоквартирных домов выставляет ЖЭУ, как обслуживающая организация, на квитанции указан расчетный счет данной организации, как получателя денежных средств.

При этом согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Исполнителем коммунальной услуги для жильцов многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ является ТСЖ, что, как правило, подтверждается заключенными между ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями договорами на поставку коммунальных ресурсов.

Таким образом, ЖЭУ, выступая в данных правоотношениях в качестве платежного агента, осуществляют прием денежных средств от потребителей, проживающих в многоквартирном доме, формой управления общим имуществом которого является созданное в нем ТСЖ, в счет оплат потребленных коммунальных услуг с последующим перечислением их в адрес ресурсоснабжающей организации, являющейся поставщиком коммунального ресурса.

С учетом изложенного, ЖЭУ является оператором по приему платежей, на основании чего указанная организация должна осуществлять свою деятельность в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а именно оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на специальный учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, которые должны выполнять требования указанного закона перечисленные в статье седьмой. В частности, назначить специальное должностное лицо, ответственное за ведение специального документооборота, направлять квартальную отчетность в Росфинмониторинг, разработать правила внутреннего контроля, вести работу в Личном кабинете Росфинмониторинга, пройти обучение с выдачей свидетельства установленного образца.

Если Вы управляющая компания, ТСЖ, ЖЭУ, ЖСК, ТСН и впервые столкнулись с требованиями Федерального закона от 03.06.2009 г. №103-ФЗ и Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ наши специалисты окажут Вам необходимые юридические и образовательные услуги. Наши контакты: тел.: 8 (843) 265-52-32, 8 (843) 209-05-31, e-mail: [email protected]

Если Вы, напротив, желаете убедиться, что используемый Вами договор не подпадает под действие перечисленных федеральных законов и Вам не нужно выполнять их требования, то наши специалисты могут провести правовую экспертизу Ваших договорных моделей с подготовкой письменных заключений.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г., 27 июня 2011 г., 5 мая 2014 г., 3 июля 2016 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года

Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России

Читайте так же:  Какая статья за заражение вич инфекцией

Президент Российской Федерации

В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.

Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.

В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы могут быть разными: неустойка, залог, банковская гарантия и др.

Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.

Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.

Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона

Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 июня 2009 г. N 31, в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 23 ст. 2758

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г., 27 июня 2011 г., 5 мая 2014 г., 3 июля 2016 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года

Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России

Президент Российской Федерации

В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.

Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.

В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы могут быть разными: неустойка, залог, банковская гарантия и др.

Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.

Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.

Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона

Читайте так же:  Дисциплинарное взыскание за неисполнение должностных обязанностей

Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 июня 2009 г. N 31, в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 23 ст. 2758

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 N 103-ФЗ ст 3 (ред. от 18.04.2018)

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

103 фз о деятельности по приему платежей

Дата документа 03.06.2009
Статус документа Действует
Метки Закон

3 июня 2009 г. N 103-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ

Принят
Государственной Думой
22 мая 2009 года

Одобрен
Советом Федерации
27 мая 2009 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Правовое сопровождение деятельности по приему платежей физических лиц

Юридическое сопровождение созданий бизне-модели по приему платежей от физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Целевой инструктаж и повышение уровня знаний по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» с выдачей свидетельства установленного образца (онлайн-курс) в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Видео (кликните для воспроизведения).

Комплексный документ разработанный в соответствии с требованиями Федерального закона №103-ФЗ от 03.06.2009 г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Объем правил внутреннего контроля более 130 листов.

Необходимые документы для назначении специального должностного лица в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 29.05.2014 г. №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Практическое пособие подготовленное в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

Читайте так же:  В каких странах нет экстрадиции в россию

Пакет документов для юридического лица и индивидуального предпринимателя по охране труда.

Деятельность по приему платежей физических лиц

Деятельность по приему платежей от населения регулируется Федеральным законом РФ от 03.062009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Согласно которому под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Поставщик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги). Плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, деятельность платежного агента ограничена исключительно приемом денежных средств, поступивших от плательщика, и передачей их поставщику.

Оператор по приему платежей для приема платежей обязан заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком. При этом, исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

С точки зрения ГК РФ, договор между поставщиком (исполнителем) и оператором по приему платежей является агентским договором (ст. 1005 ГК РФ). Соответственно, если между агентом и принципалом заключен агентский договор, предмет которого совпадает с предметом договора, указанного в ч. 1 ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ, применительно к ст. 2 Закона 103 ФЗ принципал должен признаваться поставщиком, а агент — оператором по приему платежей, а, следовательно, на них распространяются требования ФЗ 103-ФЗ. Кстати, в рассматриваемом агентском договоре стороны вправе распределить полномочия по оформлению первичных учетных документов, а также от чьего имени они будут составляться с учетом фактических обстоятельств при исполнении обязательств друг перед другом и перед конечными потребителями.

Как указано в постановлении Верховного Суда РФ от 05.07.2016 №306-АД16-4262, из системного анализа приведенных норм следует, что действие ФЗ 103ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги — услуги по приему платежей. Деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, и платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Аналогичная позиция отражена в постановлении Верховного Суда РФ от 10.06.2015 №304-АД14-3005.

То есть платежный агент осуществляет специальный вид деятельности, ограниченный приемом платежей.

Для осуществления сбора платежей от физических лиц оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц, так называемых платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре.

Специальные банковские счета платежного агента и поставщика

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей также обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Таким образом, специальный банковский счет обязаны использовать:

  • платежные агенты для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств, т.е. организации и предприниматели, осуществляющие прием платежей в пользу других организаций, обязаны использовать специальный банковский счет платежного агента №408;
  • поставщики для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента.
Читайте так же:  Патент на оказание парикмахерских услуг

Использование специального банковского счета является обязательным, а его отсутствие является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

Данные требования, в том числе распространяются на управляющие компании в жилищной сфере, единые расчетные центры, принимающие платежи за коммунальные услуги.

Контроль за соблюдением платежными агентами (платежными субагентами) обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) осуществляют налоговые органы.

Неисполнение обязанности платежными агентами по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также неиспользование поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет, согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В дополнение нужно отметить, что Банк России в методических рекомендациях от 02.04.2015 г. №9-МР требует от кредитных организаций уделять повышенное внимание к операция платежных агентов и поставщиков, в случаях когда платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей, а передают их третьим лицам — заказчикам наличных денежных средств, которые «оплачивают» полученные в наличной форме денежные средства в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций через счета большого количества организаций для их последующего зачисления на расчетные счета платежных агентов. Платежные агенты используют полученные таким образом денежные средства для осуществления расчетов с поставщиками товаров (работ, услуг).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 июня 2009 года №103-ФЗ

О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 28.11.2009 г. N289-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ, 27.06.2011 г. №162-ФЗ, 05.05.2014 г. №110-ФЗ, 03.07.2016 г. №290-ФЗ, 18.04.2018 г. №80-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 мая 2009 года

Одобрен Советом Российской Федерации 27 мая 2009 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона «О национальной платежной системе» применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.06.2011 г. №162-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 N 103-ФЗ ст 8 (ред. от 18.04.2018)

Статья 8. Заключительные положения

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.

2. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

3. После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

4. Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.

103 фз о деятельности по приему платежей

Информационные материалы

Сообщество ПрофБанкинг

Контакты и обратная связь

Тел. +7 (495) 120-00-76

Читайте так же:  Льготы по налогообложению физических лиц

в любой регион России

Знаете ли Вы, что.

ВНИМАНИЕ! Банковская библиотека «переехала» на новый сайт.

Пожалуйста, перейдите по ссылке www.viacademia.ru/library,

чтобы пользоваться актуальными документами.

103-ФЗ – закон о приеме платежей от физических лиц платежными агентами-не банками. Закон касается банков в части открытия таким платежным агентам специального банковского счета, который подлежит открытию на балансовом счете № 40821, и интересен банковским специалистам с учетом норм указания Центрального банка № 47-Т от 07.04.2011 «О направлении Рекомендаций кредитным организациям, обслуживающим клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц».

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Официальные реквизиты документа:

Письмо Банка России № 47-Т от 07.04.2011 «О направлении Рекомендаций кредитным организациям, обслуживающим клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц»

Документы доступны только зарегистрированным пользователям.

Внимательно, Вопрос! Является ли агент в договоре по ссылке, платежным агентом по ФЗ 103?

Сам агент уверяет, что он просто ИТО — информационно техническое обслуживание. И не является платежным агентом, и не попадает под закон о платежных агентах ФЗ 103.

Здравствуйте! Согласно «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 N 103-ФЗ является именно ПЛАТЕЖНЫМ АГЕНТОМ.

«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 N 103-ФЗ

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Добрый утро Роман!

Прочитал Ваше сообщение и могу определенно сказать, что Ваши оппоненты являются платежными агентами, несмотря на то, что этот факт они постарались и тщательно замаскировали в договоре. При желании это можно будет доказать. Дело очень интересное и неординарное, готов Вам помочь, Я сам в Кирове, можем встретиться в офисе.

Спасибо за вашу работу!

Вот сам договор https://yadi.sk/d/KCEi3Y_F3H39jr

Прошу внимательно изучить.

Роман Ильич, вам нужно четко различать, кто является просто платежным агентом по ФЗ РФ №103-ФЗ, а кто является банковским платежным агентом по ФЗ ФР №161-ФЗ, разница между ними есть, хотя название похоже, но изучение договоров платная услуга.

Ремарка: ИТО — это не платежный агент вовсе, совсем разные субъекты платежного рынка.

Добрый вечер в соотвествии с законом № 103 ФЗ

платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из текста вашего договра не следует, что агент принимает денежные средства от вас.

Для более полной консультации необходмио понимать реальную схему работы.

Такие консультации предоставляются юристами сайта по договоренности.

Изучил договор. Вы знаете, агент по договору не является платежным агентом в понимании ФЗ РФ №103-ФЗ. Исходя из буквального толкования договора агент принял обязанность осуществления технической возможности по приему платежей. Но непосредственно от Вас денежные средства он не получает.

Исходя из этого можно сделать вывод, что это не платежный агент.

Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ

(ред. от 03.07.2016)

«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

На мой взгляд очень даже попадают под это определение. Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение).

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

103 фз о деятельности по приему платежей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here