Понятие охраны труда по трудовому праву

Понятие охраны труда по трудовому праву

В широком смысле под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда как институт трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. (В юридической литературе термин «охрана труда» иногда употребляется в широком смысле как совокупность всех норм, установленных в интересах работников).

Правовой институт «охрана труда» включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:

правила и инструкции по охране труда;

специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;

нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной

нормы, регулирующие организацию работы по охране труда;

правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Здоровые и безопасные условия труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием техники и технологии производства (например, замена тяжелого физического труда машинами, внедрение роботов, заменяющих человека там, где это опасно для его жизни и здоровья, герметизация технологических процессов на химических предприятиях).

Но если техника и технология производства данной продукции сами по себе не исключают вредностей, то для их устранения должны применяться меры, предусмотренные в нормах трудового права об охране труда и направленные на предотвращение или нейтрализацию воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Права и обязанности работников и работодателей, относящиеся к обеспечению безопасности и гигиены труда.

Каждый работник имеет право на охрану труда, то есть на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Работники имеют, в частности, право:

— на получение достоверной информации от работодателей или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности, а также от выполнения

тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

На время приостановки работ вследствие нарушений законодательства об охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок.

При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение его новой профессии (специальности) с сохранением на период переподготовки среднего заработка.

В случае закрытия предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, трудоустройство работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Законодательство об охране труда предусматривает и обязанности работников. Они обязаны соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, использовать и правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты (специальную одежду и обувь, маски, очки, респираторы и др.)

Если правила по охране труда предусматривают, что обязательным условием допуска к данной работе является специальное обучение и сдача экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, работник обязан проходить такое обучение в рабочее время. Отказ от этого является нарушением трудовой дисциплины.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.

Работники обязаны немедленно сообщать своим непосредственным руководителям о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Решающая роль в обеспечении здоровых и безопасных условий труда принадлежит работодателю в лице администрации организации.

В соответствии с законодательством работодатель обязан обеспечить:

· безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, · безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов;

· эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

· соответствующие требованиям законодательства условия труда на каждом рабочем месте.

Работодатель (администрация организаций) обязан проводить работу, предусмотренную в нормах об охране труда: осуществлять эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников; проводить обучение и инструктаж работников по технике безопасности и производственной санитарии, а также проверку знания ими норм, правил и инструкций по охране труда; информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте.

На работодателя возложены также обязанности, связанные с проведением надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда, с ответственностью за нарушения законодательства об охране труда.

В соответствии с Основами законодательства об охране труда работодатель должен обеспечить обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанности работодателя предусмотрены практически во всех нормах об охране труда и исполняются они в процессе повседневной практической деятельности. Кроме того, законодательство предусматривает обязанности, связанные с экстраординарными ситуациями, неожиданными обстоятельствами.

Работодатель, в частности, обязан принимать необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе по оказанию первой помощи пострадавшим.

На основании медицинского заключения администрация обязана перевести работника с его согласия на более легкую работу временно или без ограничения срока. Это относится ко всем случаям, когда основная работа (как с вредными, так и с нормальными условиями труда) противопоказана работнику по состоянию здоровья.

Если работник заболел на месте работы, то его перевозка в лечебное учреждение производится транспортными средствами или за счет организации, где он работает.

Если с работником произошел несчастный случай, то администрация организации обязана провести расследование в соответствии с установленными правилами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие охраны труда по трудовому праву

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Читайте так же:  Что такое красные линии в строительстве

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Понятие охраны труда по трудовому праву и основные направления государственной политики в области охраны труда. Требования охраны труда

Конвенция МОТ «О безопасности и гигиене труда в производственной сфере»

гласит: Предприниматели должны обеспечивать, насколько это обоснованно и практически осуществимо, чтобы находящиеся под их контролем рабочие места, механизмы, оборудование и процессы были безопасными и не угрожали здоровью. Трудящиеся не несут никаких расходов в связи с мерами по технике безопасности и гигиене труда. Трудящиеся и их представители на предприятии получают надлежащую подготовку в области безопасности и гигиены труда.

Принимаются меры в целях обеспечения того, чтобы лица, которые занимаются разработкой, изготовлением, ввозом, поставкой или передачей механизмов, оборудования или веществ для профессионального использования:

a) убеждались в той мере, насколько это обоснованно и практически осуществимо, что механизмы, оборудование или вещества не представляют угрозы безопасности и здоровью лиц, правильно пользующихся ими;

b) представляли информацию о правильном монтаже и использовании механизмов и оборудования, а также о правильном применении веществ, и об опасностях, связанных с использованием механизмов и оборудования, и о вредных свойствах химических веществ, физических или биологических агентов или продуктов, а также инструктировали о том, как следует избегать известных опасностей».

Под охраной труда в широком смысле понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В узком смысле это комплекс мер по каждому из направлений – правовому, экономическому, организационно-техническому.

В трудовом праве под охраной труда в узком смысле

понимают принцип трудового права, основанный на конституционном положении о гарантии охраны труда в РФ (ст.7 КРФ) и праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3 ст. 37 КРФ). Охрана труда, таким образом – это субъективное право каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении.

Ст. 2 ТК закрепила принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Охрана труда как институт трудового права

– это совокупность правовых норм, обязательных для исполнения сторон трудовых правоотношений, направленных на обеспечение права работника на здоровые и безопасные условия труда. Эти нормы тесно связаны с техническими и санитарными правилами, поскольку сама охрана труда объективно связана с техникой и производством, гигиеной труда. Эти нормы должны быть направлены на предотвращение опасных и вредных последствий и предупреждение возможного ущерба здоровью и жизни работника.

Охрана труда как институт трудового права включает блоки норм, охватывающих:

· обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

· охрану труда и особенности регулирования труда несовершеннолетних работников

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Охрана труда: понятие и содержание (стр. 1 из 4)

Тема: Охрана труда: понятие и содержание

1 Понятие, содержание и значение охраны труда

Труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняются государством. Это провозглашено в ст.7 Конституции РФ. В современных экономических условиях проблема безопасности условий труда работников приобрела первостепенное значение. За последние десять лет в России принято множество нормативных правовых актов в области охраны труды.

Основополагающим среди них является Трудовой Кодекс РФ (далее ТК), который после отмены в 2005г. Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ воспринял многие его положения.

Определяя сферу применения законодательства России об охране труда, ТК предусматривает его распространение на всех работодателей и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, военнослужащих, направляемых на работы в различные организации, учащихся образовательных учреждений, проходящих производственную практику, и других граждан в период их работы.

Законодательство об охране труда действует также в отношении иностранных граждан, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором России.

Закрепление в Трудовом кодексе РФ в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере охраны труда, принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, следует рассматривать, как утверждение метода правового регулирования охраны труда с применением основных присущих этому методу средств: юридическими способами обеспечения интересов субъектов права, придания требованиям охраны труда юридической силы, их государственной поддержки и т.п.

В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 Трудового Кодекса РФ).

Охрана труда как институт трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. (В юридической литературе термин «охрана труда» иногда употребляется в широком смысле как совокупность всех норм, установленных в интересах трудящихся.)

В этих нормах конкретизируется закрепленное в ст.37 Конституции РФ и в ст. 2 ТК право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Правовой институт «охрана труда» включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:[1]

— правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии;

— специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;

— нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

— нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда;

— правила расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда.

Читайте так же:  Как писать заявление о приеме на работу

Эти нормы, объединённые одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

Формирование правовой основы охраны труда определяется государственной политикой в названной сфере. В Трудовом Кодексе закреплены такие принципиально важные положения, определяющие содержание и направление развития законодательства об охране труда и практики его применений, как:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно — бытовыми помещениями и устройствами, лечебно — профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ согласованные действия по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ, объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями, представительными органами и соответствующими профсоюзами и их объединениями.

Значительная роль в формировании государственной политики в сфере охраны труда и ее проведении принадлежит государственным органам, на которые возложена функция по управлению охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Правительство РФ, будучи органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др[2] .

Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России).

Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития России утверждает межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; перечень документации и материалов, предоставляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы); порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ; нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов; перечень производств,профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также решает многие другие вопросы[3] .

2 Государственные нормативные требования охраны труда

В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда — правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Понятие охраны труда по трудовому праву. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда имеет несколько аспектов:

1. под ней понимается принцип трудового права;

2. в широком смысле понимается охрана всех трудовых прав работников;

3. легальное определение охраны труда сводится к системе сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деят-сти.

Однако в соотв. с законом эта система вкл. в себя правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия

Образования, которые входят в этот институт:

1. правила, ктрые регулируют организацию и охрану труда;

2. нормы, устанавливающие финансирование мероприятий;

3. правила по технике безопасности и производственной санитарии;

Видео (кликните для воспроизведения).

4. специальные правила по охране труда женщин и подростков;

5. нормы, определяющие организацию и порядок надзора за охраной труда;

6. нормы др. отраслей права, ктрые определяют уголовную, адм-ную и гражданско-правовую отв-сть за нарушение правил охраны труда.

Основы по охране труда РФ отменены и не действуют.

На основании ТК РФ разработана и действует система НПА”, ктрая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и инструкций, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности; правил устройства и безопасной эксплуатации; сводов правил по проектированию и строительству; гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Гос. нормативные требования охраны труда устанавливаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 года. Решение о продлении срока действия либо о досрочной отмене принимается на позднее 9 мес. до окончания срока действия.

Мин-во здравоохранения и социального развития разрабатывает и утверждает межотраслевые правила по охране труда и межотраслевые типовые инструкции по охране труда.

Читайте так же:  Проверить статус моего дела горжилобмен

Фед. органы исп. власти разрабатывают отраслевые правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда.

Госгортехнадзор, Госатомнадзор разрабатывают правила безопасности, Правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности.

Госстандарт России, а также Госстрой разрабатывают гос. стандарты системы безопасности труда. Госстрой помимо этого разрабатывает строительные нормы и правила (СНиП), а также своды правил по проектированию и строительству.

Мин-во здравоохранения и соц. развития также разрабатывают гос. гигиенические правила и нормативы, санитарные правила и нормы.

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда вкл. след. главы:

1. общие положения:

сфера действия межотраслевых и отраслевых правил, описание опасных и вредных производственных факторов, здесь же указываются допустимые параметры этих факторов: уровень загрязненности, предельные нагрузки и т.д.

2. требования охраны труда работников при организации проведения работ:

Требования, предъявляемые к организации производственных процессов; меры, исключающие непосредственный контакт работников с исходными материалами, сырьём, готовой продукцией, отходами производства, оказывающими на них вредное либо опасное воздействие.

Меры по удалению вредных и опасных веществ из рабочей зоны, а также меры по обезвреживанию отходов производства.

Способы контроля и управления, ктрые обеспечивают отключение оборудования, защиту работников, указания по применению работниками средств индивидуальной защиты.

Способы своевременного уведомления возникновения опасных и вредных производственных факторов.

Рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии.

3. требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам:

Допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях; параметры освещённости; температурного режима, влажности и др. факторы.

4. требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест;

5. требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, сырья, готовой продукции и отходов производства.

На основании названных межотраслевых и отраслевых правил разрабатываются и принимаются типовые инструкции:

1. общие требования охраны труда:

1) указание о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

2) требования о выполнении режима труда и отдыха;

3) перечень спецодежды, спецобуви и иных средств индивидуальной защиты;

4) порядок уведомления администрации о случаях травмирования работников и неисправности оборудования;

5) правила личной гигиены, которые должны соблюдать работники при выполнении труда.

2. требования охраны труда перед началом работы:

1) порядок подготовки рабочего места и средств индивидуальной защиты;

2) порядок проверки исправности оборудования, ограждений, сигнализаций, блокировочных устройств, защитного заземления, вентиляций, местного освещения и т.д.;

3) порядок проверки исходных материалов;

4) порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса.

3. требования охраны труда во время работы:

1) способы и приёмы безопасного выполнения работ: использование механизмов, агрегатов во время работы; указание по безопасному содержанию рабочего места;

2) действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

3) требования, предъявляемые на использование средств индивидуальной защиты;

4. требования охраны труда по окончанию работы:

1) порядок отключения, остановки, очистки и смазки оборудования;

2) порядок уборки отходов;

3) порядок извещения руководителя о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

В тексте типовых инструкций об охране труда делается минимум ссылок на какие-либо типовые документы. В инструкциях не следует применять слова, подчёркивающих особое значение отдельных требований, поскольку все требования инструкции должны выполняться работниками в равной мере. Замена слов в тексте аббревиатурами допускается лишь при полной расшифровке сокращений в этом же тексте. Если безопасность выполнения работ обусловлена опред-ными нормами, то их указывают в самой инструкции.

Типовые инструкции по охране труда направляются на согласование в соотв-ющий профсоюзный орган и утверждаются Мин-вом здравоохранения и социального развития.

На основании типовых инструкций и правил в организации разрабатываются инструкции по охране труда в организациях. Кроме того при разработке названных инструкций учитываются требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации, а также в технологической документации с учётом особенностей производства. Эти требования могут излагаться применительно должности, профессии, виду выполняемой работы.

Разработку и утверждение Инструкции обеспечивает работодатель. По общему правилу эти Инструкции принимаются с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, однако коллективным договором может быть предусмотрено принятие этих инструкций по согласованию с представительным органом.

Инструкции по охране труда для работников подлежат досрочному пересмотру в след. случаях:

1. при пересмотре межотраслевых, отраслевых и типовых правил и инструкций;

2. при изменении условий труда работников;

3. при внедрении новой техники и технологий;

4. по рез-татам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев, а также профзаболеваний;

5. по требованию представителей органов по труду субъектов РФ либо органов Фед. гос. инспекции труда.

Организация охраны труда

Гос. управление охраны труда осущ-ляется Правительством РФ непосредственно, либо по его поручению уполномоченным Мин-вом в сфере труда, либо другими уполномоченными органами.

Одним из направлений гос. политики в области охраны труда явл. гос. экспертиза в области охраны труда. Направления гос. политики закреплены в ст. 210 ТК.

Цели гос. экспертизы в области охрани труда:

1. оценка качества проведения аттестации рабочих мест;

2. проверка соответствия проектов строительства и технического переоснащения государственным нормативным требованиям;

3. оценка фактических условий труда, предшествующих несчастному случаю на производстве.

Гос. экспертиза условий труда осуществляется Фед. службой по труду и занятости Федеральная инспекция труда. Кроме того, в осущ-лении экспертизы участвуют органы исп. власти субъектов, ктрые занимаются вопросами охраны труда.

Гос. экспертиза условий труда подлежит документация и материалы по условиям и охране труда. Органы, осуществляющие экспертизу, имеют право запрашивать любую доп-ную информацию, необходимую для полной оценки соответствия условий труда.

Срок проведения гос. экспертизы зависит от трудоёмкости экспертных работ, но не может превышать 1 мес. В исключит-ных случаях этот срок может быть продлён, но не более, чем на 1 мес.

При предоставлении на экспертизу документации материалов, не установленных соотв-ющих требованиям, экспертный орган в срок не позднее 7 дней уведомляет об этом заказчика (работодателя). Если заказчик не устраняет указанные недостатки, экспертный орган сообщает о невозможности осущ-ления проведения экспертизы и возвращает представленную документацию.

По окончанию экспертизы составляется экспертное заключение в 2 х экземплярах, ктрое должно содержать обоснованные выводы о соответствии, либо несоответствии условий труда нормативным требованиям. Один экземпляр возвращается заказчику, второй – остается органу.

Экспертные заключения хранятся в течение 5-ти лет. В случае несогласия с результатами экспертизы решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Охрана труда как институт трудового права

В ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.

Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организациях и работодателями — физическими лицами. Контроль за соблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлять государственные органы, органы местного самоуправления и представители работников в лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий.

Читайте так же:  Какая статья за заражение вич инфекцией

Следует отметить, что правомерное поведение работодателя в сфере охраны труда может быть обеспечено не только через деятельность полномочных государственных органов, но и самих работников, которые могут отказаться от выполнения трудовых обязанностей до устранения работодателем нарушений законодательства, в частности по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, правовой институт охраны труда состоит из норм, которые создают правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Нормы данного института реализуются работодателями, органами Фонда социального страхования РФ под контролем полномочных государственных органов, органов местного самоуправления, полномочных представителей работников, а также при осуществлении работниками самозащиты своих прав в сфере охраны труда, в том числе и права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как уже отмечалось, нормы института охраны труда призваны создавать условия трудовой деятельности, исключающие воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов. В связи с чем нормы рассматриваемого института трудового права следует разделить на два пединститута. Первый пединститут состоит из совокупности правил по технике безопасности, которые призваны оградить работника от воздействия опасных факторов. Второй пединститут составляют правила по производственной санитарии, которые направлены на то, чтобы оградить работников от воздействия вредных факторов. Деление норм института охраны труда на пединституты имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Контроль за соблюдением правил по технике безопасности и производственной санитарии осуществляют специальные государственные органы. Поэтому принудительное воздействие на работодателя с целью выполнения правил по технике безопасности осуществляют специально уполномоченные органы, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением норм этого пол-института трудового права. Контроль за соблюдением правил по производственной санитарии также осуществляют специально уполномоченные на это государственные органы, в частности санэпидемнадзора.

Нарушение норм рассматриваемых подинститутов может привести к различным правовым последствиям. В частности, несоблюдение правил по технике безопасности приводит к несчастным случаям на производстве, то есть к получению работником травмы. Нарушение правил по производственной санитарии может привести к профессиональному заболеванию. В связи с изложенным должны использоваться различные способы и средства защиты от воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов. Следовательно, применение норм указанных подинститутов имеет свои правовые особенности.

Таким образом, охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, которые создают правовую основу для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, состоит из двух подинститутов — правил по технике безопасности и производственной санитарии, которые призваны оградить работников соответственно от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Нормы данного института реализуются через деятельность работодателей, Фонда социального страхования РФ, специально уполномоченных государственных органов, работников и их законных представителей.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Понятие трудового права (предмет, метод правового регулирования, система)

Понятие трудового права

Трудовое право – одна из важных отраслей права, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей, а также иные, непосредственно связанные с трудом отношения.

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ (создания материальной основы общества).

Однако не каждый труд связан с трудовой деятельностью и нормами трудового права. Так, труд на личном садовом участке, труд домохозяйки по уборке собственной квартиры, стирке, приготовлению еды для себя и своей семьи, труд учащегося по освоению знаний – всё это общественно-полезный труд. Но он не регулируется нормами трудового права.

Труд может быть индивидуальным и в общественной кооперации труда.

Общественная организация труда – это совместный труд как кооперация труда для получения определенного продукта данного производства, в том числе и духовного (оркестровая музыка, театр и т.д.), деятельности по управлению или оказанию определенных услуг сферы обслуживания населения (медицина, образование и т.д.). Общественная организация труда в любом обществе имеет две стороны:

Трудовое право не регулирует техническую сторону (технологические процессы, работу техники, машин) — здесь применяются технические правила, которые в разных странах могут быть одинаковыми.

Трудовое право — это совокупность норм, регулирующих общественные (социальные) отношения по труду на производстве, по социальной (общест­венной) организации труда во всем ее многообразии, по защите трудовых прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Предмет трудового права

В систему об­щественно-трудовых отношений входит широкий круг отношений, но каркасом этой системы являются именно трудовые отношения, связанные с применением наемного труда.

Индивидуальный предприниматель (без наемных рабочих), являясь собственником средств производства и одновременно обладая рабочей силой, которой распоряжается, трудится самостоятельно, индивидуально. Здесь нет места трудовым отношениям, отсутствует совместный (коллективный) процесс труда.

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Предметом трудового права являются не все отношения, связанные с трудом, а лишь общественно-трудовые отношения, воз­никающие в связи с непосредственной деятельностью людей в про­цессе труда, выполнением работы. Будучи связанными с использо­ванием наемного труда, они возникают между наемными работника­ми и работодателями (в некоторых случаях в этих отношениях могут принять участие представители работников и работодателей, а так­же государство в лице своих органов).

Предмет трудового права включает:

1) собственно трудовые от­ношения ;

Эти отношения имеют как общие черты, так и существенные признаки, характерные только для них и отличающие их от других отношений, так или иначе связанных с применением труда наем­ных работников.

Отличие предмета отрасли трудового права (как системы отношений, регулируемых нормами трудового права), от предмета науки трудового права и учебного курса: у них предметом является изучение самих норм трудового законодательства, не только российского, но и международного, а также их истории и учений о правоотношениях сферы трудового права.

Метод трудового права

Если предмет трудового права указывает на род, вид общественных отношений, которые регулируются нормами трудового права, то метод трудового права показывает, как и какими правовыми приемами и средствами производится регулирование трудовых отношений .

Метод трудового права — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования трудовых и производных от них отношений.

Метод каждой отрасли права имеет свои особенности, т.е. присущий только ей комплекс способов правового регулирования труда. Специфика метода трудового права отличает эту отрасль от других отраслей права.

Читайте так же:  Причины увольнения по сокращению штатов

Исходя из общей теории права, метод правового регулирования трудовых отношений выражается в следующих признаках:

    1. в своеобразии оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений;
    2. в юридически общем положении участников трудовых правоотношений;
    3. в характере установления прав и обязанностей;
    4. в способах защиты прав и средствах обеспечения обязанностей сторонами трудовых правоотношений.

Первый признак метода трудового права проявляется в договорном возникновении трудовых правоотношений, в том числе в случаях и порядке, установленных законодательством или иным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, или уставом (положением) организации: избрания на должность; избрания по конкурсу; судебного решения о заключении трудового договора и др.

Второй признак метода трудового права проявляется в особенности общего юридического положения субъектов трудовых правоотношений – их равенстве при заключении трудового договора; в подчинении работников в процессе выполнения ими трудовых функций правилам внутреннего трудового распорядка, с одной стороны, а с другой – в обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, или иным нормативно-правовым коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Третий признак метода трудового права характеризуется сочетанием централизованного (общего и отраслевого) регулирования трудовых отношений с локальным регулированием при участии трудовых коллективов и профсоюзов в данном процессе. Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных актов и иных правовых норм в области труда. Среди локальных нормативных актов о труде важнейшее место занимают коллективный договор, различные соглашения.

Четвертый признак метода трудового права связан со спецификой защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей. При нарушении трудовых прав работника со стороны работодателя вопрос об их восстановлении решается специальным органом (комиссия по трудовым спорам), при участии профсоюзов или в судебном порядке. Надлежащее исполнение работниками трудовых обязанностей обеспечивается специфическими для трудового права средствами – мерами дисциплинарной и материальной ответственности.

К этим общим признакам метода трудового права можно добавить еще два признака метода, отражающих специфику трудового права:

  1. участие работников через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;
  2. единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников).

Дифференциация правового регулирования труда (т.е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим в нормах права ее основания. Такими основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения), являются следующие:

    • вредность и тяжесть условий труда;
    • климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест;
    • субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его детородная функция и материнская роль), а также социальная роль одинокой матери (одинокого отца), лиц с семейными обязанностями, психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченная трудоспособность инвалидов;
    • специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников;
    • особенность трудовой связи членов производственных кооперативов, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица;
    • особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением;
    • специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций.

Специальные нормы дифференциации трудового права – трудовые льготы (их большая часть), нормы приспособления (в отраслевой дифференциации) и нормы-изъятия (по специфике трудовой связи) – позволяют с учетом указанных ее оснований для всех работников равно с другими осуществлять основные их трудовые права и обязанности.

    1. публично-правовой ( императивный );
    2. частно-правовой ( диспозитивный — заключение гражданско-правовых договоров).

Если граждане России реализуют конституционное право на труд в качестве наемных работников, заключая трудовой договор, то возможна (и чаще всего она имеет место) комбинация методов .

Поскольку трудовые отношения охватывают три элемента: иму­щественный, управленческий и охранительный, то особенности каж­дого из этих элементов оказывают свое влияние на метод трудового права. В результате он оказывает различное воздействие на разные институты данной отрасли права. Предметный признак трудового права, обладающий вполне определенной спецификой, наклады­вает своеобразный отпечаток на его метод.

Особенности ме­тода правового регулирования трудовых отношений (метода трудо­вого права):

    • сочетание централизованного и децентрализованного (в первую очередь, локального) регулирования;
    • сочетание единства и дифференциации правового регулирова­ния, характеризующееся наличием, как норм общего характера, так и норм, учитывающих особенности труда различных категорий ра­ботников (по объективному или субъективному критериям);
    • договорный способ установления и изменения трудовых отно­шений (за исключением тех параметров, которые устанавливаются в централизованном порядке);
    • социальное партнерство (достаточно широкое участие предста­вителей работников в регулировании многих аспектов трудовых отношений);
    • специфику защиты трудовых прав участников трудовых отноше­ний, находящую свое отражение в механизме осуществления над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также в механизме разрешения трудовых споров.

Система трудового права

Система отрасли права – это ее внутренняя структура, обеспечивающая наилучшее расположение правовых норм для четкого и правильного понимания. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, подинституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения.

Трудовое право — это совокупность взаимосвя­занных правовых норм, составляющих определенную целостную сис­тему, которая обусловлена всем комплексом регулируемых этой от­раслью права общественных отношений.

К трудовым отношениям относятся следующие правовые институты:

    1. трудового договора;
    2. рабочего времени;
    3. времени отдыха;
    4. оплаты и нормирования труда;
    5. гарантий и компенсаций;
    6. охраны труда;
    7. институт особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, составляют следующие правовые институты:

    • трудоустройства и занятости у конкретного работодателя;
    • трудового распорядка и дисциплины труда;
    • профессиональной подготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя;
    • материальной ответственности сторон трудового договора;
    • защиты трудовых прав работников.

Система отрасли трудового права делится на части:

    1. Общую (ТК РФ);
    2. Особенную (ТК РФ);
    3. Специальную (международные договоры и т.д.).

Общая часть трудового права включает правовые нормы, определяющие:

    • предмет и метод трудового права;
    • цели и задачи правового регулирования;
    • принципы правового регулирования трудовых отношений;
    • правовой статус работников как субъектов трудового права;
    • источники трудового права;
    • социальное партнерство в сфере труда;
    • общие положения, касающиеся всех правовых институтов трудового права.

К Особенной части трудового права относятся нормы, регулирующие трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

Система трудового права, ее Общая и Особенная части, закреплена в различных формах, и прежде всего, в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальная часть системы трудового права включает принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией. Международные договоры, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как приоритетные перед внутренним трудовым законодательством в области трудовых отношений.

Понятие охраны труда по трудовому праву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here