Приказ фссп 232 об организации дознания

Содержание

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 апреля 2015 г. N 232 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 апреля 2015 г. N 232
«Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов»

С изменениями и дополнениями от:

30 марта 2016 г.

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 апреля 2015 г. N 232 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов»

Текст приказа официально опубликован не был

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ ФССП России от 30 марта 2016 г. N 178

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 апреля 2015 г. N 232 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 апреля 2015 г. N 232
«Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов»

С изменениями и дополнениями от:

30 марта 2016 г.

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.

  • Приложение. Положение об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов
    • II. Организация процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов
      • 4. Особенности организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в структурных подразделениях категории N 3 территориальных органов Федеральной службы судебных приставов
    • Приложение N 1. Образец сопроводительного письма
    • Приложение N 2. Образец сопроводительного письма
    • Приложение N 3. Образец сопроводительного письма
    • Приложение N 4. Образец заключения
    • Приложение N 5. Образец заключения
    • Приложение N 6. Образец заключения
    • Приложение N 7. Образец сопроводительного письма (исключено)
    • Приложение N 8. Список уголовных дел, направленных в суд
    • Приложение N 9. Журнал проведения заслушиваний
    • Приложение N 10. Списки постановленных судов приговоров и уголовных дел
    • Приложение N 11. Список уголовных дел, направленных в суд
    • Приложение N 12. Список уголовных дел, по которым внесены представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона
    • Приложение N 13. Донесение по факту прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям
    • Приложение N 14. Донесение по факту вынесения судом оправдательного приговора по уголовному делу
    • Приложение N 15. Донесение по факту продления (установления) срока дознания свыше четырех месяцев по уголовному делу
Приложение. >>
Положение об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов
Содержание
Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 апреля 2015 г. N 232 «Об организации дознания в Федеральной службе.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПРИКАЗ от 25 мая 2010 г. N 232
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТОВ И СПАРТАКИАД ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта», Приказом ФССП России от 05.04.2005 N 42 «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту в Федеральной службе судебных приставов», а также в целях совершенствования программы проведения соревнований и организации подготовки спортивных сборных команд приказываю:

1. Утвердить Положение «Об организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в Федеральной службе судебных приставов» согласно Приложению.

Читайте так же:  Просим снизить арендную плату в связи с

2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставам субъектов Российской Федерации:

2.1. Взять под личный контроль организацию спортивной работы.

2.2. Обеспечить изучение и выполнение требований Положения «Об организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в Федеральной службе судебных приставов».

2.3. Проводить соревнования по служебно-прикладным видам спорта на первенство подразделений судебных приставов в соответствии с календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий территориального органа ФССП России.

2.4. Формировать спортивные сборные команды территориального органа ФССП России для участия в мероприятиях, проводимых Федеральной службой судебных приставов.

2.5. Назначать ответственными за формирование и руководство спортивными сборными командами Федеральной службы судебных приставов федеральных округов руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, расположенных в административных центрах федеральных округов, и руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — формирователей сборных команд.

3. Чемпионат Федеральной службы судебных приставов по комплексному единоборству и спартакиаду Федеральной службы судебных приставов по служебно-прикладным видам спорта проводить ежегодно.

Формировать спортивные сборные команды Федеральной службы судебных приставов по комплексному единоборству, стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, служебному двоеборью и служебному биатлону для участия во всероссийских спортивных мероприятиях и в международных спортивных мероприятиях.

Назначать руководителями сборных команд, убывающих на Чемпионат ФССП России по комплексному единоборству, заместителей главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.

Дознание в ФССП

По отдельным категориям дел, связанным с проведением исполнительного производства, должностные лица ФССП вправе осуществлять функции органа дознания. Эта процедура заключается в возбуждении уголовных дел, проведении следственных действий, подготовки обвинительного акта и передаче его прокурору для направления в суд.

Категории уголовных дел для проведения дознания

Такая форма следствия как дознание осуществляется в упрощенном порядке сбора доказательств и проведения процессуальных действий, сокращенных сроках расследования. Служба ФССП наделена полномочиями дознания только по отдельным категориям дел:

  • статья 157 УК РФ – уклонение от уплаты алиментных платежей в поьзу ребенка или родителей;
  • статья 177 УК РФ – злостное уклонение от погашения задолженности перед кредиторами;
  • часть 1 статьи 294 УК РФ – вмешательство в деятельность суда для воспрепятствования правосудию (применяется в рамках функции приставов по обеспечению работы судов);
  • статья 297 УК РФ – неуважение к суду;
  • часть 1 статьи 311 УК РФ – разглашение сведений о мерах безопасности в отношении сотрудников ФССП и ряда иных органов;
  • статья 312 УК РФ – противоправные действия с имуществом, на которые обращен арест или составлена опись;
  • статья 315 УК РФ – неисполнение судебных актов.

При выявлении указанных составов преступлений приставы обязаны возбудить уголовное дело, провести следственные действия, доказать вину подозреваемого. Окончательное решение о привлечении к ответственности входит в компетенцию суда.

Правила дознания в ФССП

Требования к проведению дознания по уголовным делам регламентированы УПК РФ. Дело возбуждается по факту обнаружения состава преступления. В сфере исполнительного производства это могут быть следующие обстоятельства:

  • систематическое нарушение сроков и порядка выплаты алиментов на ребенка или нетрудоспособных родителей, если должник ранее уже привлекался к административной ответственности;
  • умышленная продажа, передача другим лицам, сокрытие или иные противоправные действия с имуществом, на которое пристав наложит арест;
  • злостное и умышленное уклонение от погашения задолженности при наличии реальной возможности сделать это;
  • уклонение от исполнения судебного акта при наличии реальной возможности.

Как правило, подозреваемым по перечисленным выше делам является должник в исполнительном производстве. Однако за противоправные действия с арестованным имуществом могут привлекать и иных лиц, которым вещи и предметы переданы на ответственное хранение.

Дознание в ФССП проводится по следующим правилам:

  • издается постановление о возбуждении уголовного дела;
  • проводятся оперативные и следственные действия, собираются и фиксируются доказательства;
  • издается и вручается уведомление о признании гражданина подозреваемым;
  • после завершения дознания утверждается обвинительный акт, которые передается с материала дела прокурору.

В рамках дознания могут проводиться практически все процессуальные действия. предусмотренные УПК РФ – допросы, обыски, очные ставки, экспертизы, выемки и т.д. По факту каждого мероприятия составляется протокол, который приобщается к материалам дела.

Сроки дознания существенно сокращены, по сравнению со стандартным следствием. Провести все мероприятия и составить обвинительный акт приставы обязаны в срок до 30 дней с момента возбуждения дела. В исключительных случаях дознание может продлеваться еще на 30 дней.

К подозреваемым приставы вправе применить меры пресечения, в том числе подписку о невыезде, домашний арест, заключение под стражу. Если издается ходатайство о заключении под стражу, его должен утвердить прокурор, а окончательное решение является прерогативой суда. Составить обвинительный акт пристав обязан не позже 10 дней с момента заключения подозреваемого под стражу.

С момента первых процессуальных действий подозреваемый вправе пользоваться услугами защитника. Желательно сразу обратиться на консультацию юриста, как только возникли основания для возбуждения дела. Затягивание обращения за юридической помощью существенно осложнит защиту.

Последствия проведения дознания

После завершения дознания и подтверждения вины подозреваемого, пристав составляет обвинительный акт. Этот документ утверждается руководителем подразделения ФССП и направляется на рассмотрение прокурору. Если прокурор поддерживает обвинение, материалы дела передаются для рассмотрения в суд.

Вынесение приговора по итогам дознания повлечет санкции, указанные в статьях УК РФ. Например, за уклонение от уплаты алиментов должнику может назначаться штраф, обязательные работы, условный или реальный тюремный срок. Кроме того, судимость всегда чревата проблемами при устройстве на работу, иными негативными последствиями.

Уголовное наказание не означает, что должнику не придется исполнять ранее возложенные обязанности. Исполнительное производство продолжится по общим правилам, поэтому приставы будут осуществлять арест имущества и счетов, применять обеспечительные меры, взыскивать исполнительский сбор.

Практикующий юрист:

Шарапов Дмитрий Васильевич

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПРИКАЗ от 25 мая 2010 г. N 232
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТОВ И СПАРТАКИАД ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта», Приказом ФССП России от 05.04.2005 N 42 «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту в Федеральной службе судебных приставов», а также в целях совершенствования программы проведения соревнований и организации подготовки спортивных сборных команд приказываю:

Читайте так же:  Как правильно написать анонимное письмо

1. Утвердить Положение «Об организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в Федеральной службе судебных приставов» согласно Приложению.

2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставам субъектов Российской Федерации:

2.1. Взять под личный контроль организацию спортивной работы.

2.2. Обеспечить изучение и выполнение требований Положения «Об организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в Федеральной службе судебных приставов».

2.3. Проводить соревнования по служебно-прикладным видам спорта на первенство подразделений судебных приставов в соответствии с календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий территориального органа ФССП России.

2.4. Формировать спортивные сборные команды территориального органа ФССП России для участия в мероприятиях, проводимых Федеральной службой судебных приставов.

2.5. Назначать ответственными за формирование и руководство спортивными сборными командами Федеральной службы судебных приставов федеральных округов руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, расположенных в административных центрах федеральных округов, и руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — формирователей сборных команд.

3. Чемпионат Федеральной службы судебных приставов по комплексному единоборству и спартакиаду Федеральной службы судебных приставов по служебно-прикладным видам спорта проводить ежегодно.

Формировать спортивные сборные команды Федеральной службы судебных приставов по комплексному единоборству, стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, служебному двоеборью и служебному биатлону для участия во всероссийских спортивных мероприятиях и в международных спортивных мероприятиях.

Назначать руководителями сборных команд, убывающих на Чемпионат ФССП России по комплексному единоборству, заместителей главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.

О внесении изменений в Положение об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов, утвержденное приказом ФССП России от 10.04.2015 N 232

Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

от 30 марта 2016 года N 178

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Скачать документ нельзя
Можно заказать Бесплатно! 1 документ

или посмотрите возможности крупнейшей электронной библиотеки «Техэксперт» — более 8 000 000 документов!

! После демонстрации Вы получите бесплатный доступ к базе данных «Информационный указатель стандартов» или к информационному каналу «Реформа технического регулирования», куда включены не только новые технические регламенты, но также их проекты — предстоящие изменения в области технического регулирования. Ни в одной другой базе данных этого нет!
Подписка на полную версию «Указателя стандартов» через ФГУП «Стандартинформ» стоит 20 000 рублей.
При заказе демонстрации Вы получите доступ к его электронной версии совершенно бесплатно!

*Часы работы: Пн-Пт: 8:30 — 17:30 по московскому времени.

Приказ ФССП России от 10.04.2015 N 232 (ред. от 30.03.2016) «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» (вместе с «Положением об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов»)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПРИКАЗ
от 10 апреля 2015 г. N 232

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОЗНАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.

News Directory World News Headlines

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 апреля 2015 г. N 232
«Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов»

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 апреля 2015 г. N 232 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов»

1. Органы ФССП России как орган дознания

В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ органы дознания осуществляют дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознавателями органов ФССП России производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. ст. 312 и 315 УК РФ.

Орган дознания возглавляет начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5).

Читайте так же:  Таблица годов выхода на пенсию в россии

Полномочия начальника органа дознания.

Полномочия начальника органа дознания ФССП России выполняют:

1) директор ФССП России — главный судебный пристав РФ или его заместитель — при производстве дознания Управлением организации дознания и административной практики ФССП России;

2) главный судебный пристав субъекта РФ или его заместитель, курирующий вопросы организации дознания, — при осуществлении дознания в территориальных органах ФССП России;

3) старший судебный пристав или его заместитель, курирующий вопросы организации дознания, — при осуществлении дознания в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.

Начальник органа дознания осуществляет общее руководство и процессуальный контроль при проведении проверок сообщений о преступлениях, в ходе производства дознания и при его окончании, а также организует регистрацию, учет и рассмотрение сообщений о преступлениях, расследование уголовных дел. Так, например, начальник органа дознания по мотивированному ходатайству дознавателя продлевает до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ); выносит постановление о восстановлении утраченного уголовного дела либо его материалов (ч. 1 ст. 158.1 УПК РФ); утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК РФ) . Указания начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору. Следует иметь в виду, что обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Полномочия начальника органа дознания конкретизируются в Приказе ФССП России от 16 февраля 2010 г. N 66 «Об утверждении Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2010. N 4.

Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в УПК РФ введена новая процессуальная фигура — начальник подразделения дознания (ст. 40.1). Его появление в уголовном процессе было обусловлено необходимостью осуществления надлежащего контроля за законностью производства дознания.

СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2833.

Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

При проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания Управлением организации дознания и административной практики ФССП России полномочия, предусмотренные ст. 40.1 УПК РФ, в отношении работников названного Управления осуществляют начальник Управления организации дознания и административной практики ФССП России или его заместители (п. п. 3.7.11, 3.12 Приказа ФССП России от 20 октября 2009 г. N 442 «Об утверждении Положения об Управлении организации дознания и административной практики Федеральной службы судебных приставов» ).

При проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах ФССП России полномочия, закрепленные в ст. 40.1 УПК РФ, в отношении дознавателей отдела организации дознания и административной практики территориальных органов реализует начальник отдела организации дознания и административной практики территориальных органов или его заместитель (разд. II Приказа ФССП России от 16 февраля 2010 г. N 66 «Об утверждении Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов»).

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе:

1) возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя (в этом случае полномочия органа дознания возлагаются на начальника подразделения дознания в порядке, установленном ст. 41 УПК РФ );

См.: Методические рекомендации по реализации Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2007. N 4.

2) проверять материалы уголовного дела (рекомендуется еженедельное ознакомление начальника подразделения дознания с материалами уголовных дел, находящихся в производстве у подчиненных дознавателей. В ходе проверки подлежат оценке основные вопросы: законность, обоснованность и оперативность принятия процессуальных решений; выполнение плана расследования по уголовному делу, соблюдение сроков дознания и прав участников уголовного судопроизводства );

См.: Методические рекомендации по реализации Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2007. N 4.

3) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Как предусматривает ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Эти указания могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору, но обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Согласно ч. 1 ст. 41 УПК РФ полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ (производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно), возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания (проведение проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до 10 суток вместо трех суток), согласие прокурора (например, на продление 30-суточного срока дознания еще на дополнительный срок до 30 суток) и (или) судебное решение (например, о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях);

Читайте так же:  Отпуск перед выходом в декретный отпуск

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК РФ указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Приказ фссп 232 об организации дознания

Пошаговый алгоритм действий должностных лиц ФССП России в рамках исполнительного производства с учетом последних законодательных изменений, а также судебной и ведомственной практик.

1.2. Полномочия начальника органа дознания

Полномочия начальника органа дознания в ФССП России реализуют :
———————————
Пункты 1.1 — 1.3 Приказа ФССП России от 6 декабря 2010 г. N 677 «О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. N 3.

Указания начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору. Следует иметь в виду, что обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в УПК РФ введена новая процессуальная фигура — начальник подразделения дознания (ст. 40.1). Его появление в уголовном процессе было обусловлено необходимостью осуществления надлежащего контроля за законностью производства дознания.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2833 (с послед. изм.).

Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
Полномочия начальника подразделения дознания в ФССП России реализуют :
———————————
Пункты 2.1, 2.2 Приказа ФССП России от 6 декабря 2010 г. N 677.

— проверять материалы уголовного дела (рекомендуется еженедельное ознакомление начальника подразделения дознания с материалами уголовных дел, находящихся в производстве у подчиненных дознавателей. В ходе проверки подлежат оценке основные вопросы: законность, обоснованность и оперативность принятия процессуальных решений; выполнение плана расследования по уголовному делу, соблюдение сроков дознания и прав участников уголовного судопроизводства );
———————————
См.: Методические рекомендации по реализации Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

— давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Как предусматривает ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Эти указания могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору, но обжалование указаний не приостанавливает их исполнение. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Контроль при осуществлении дознания в органах ФССП

В целях совершенствования правоприменительной деятельности на уровне ФССП России существует приказ ФССП России от 16.02.2010 № 66. Указанный приказ утверждает Положение об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах. Так же, Федеральной службы судебных приставов издан приказ от 06.12.2010 г. № 677. Которым установлен перечень должностных лиц ФССП России, реализующих полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.

С принятием в 1997 г. Закона об исполнительном производстве, а также комментируемого Закона и созданием ФССП России в структуре Минюста России возникла объективная потребность в модификации прокурорского надзора за установленной сферой деятельности. В результате Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» ст. 1 Закона о прокуратуре была дополнена самостоятельным указанием на осуществление прокуратурой РФ надзора за исполнением законов судебными приставами. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов выступает, с одной стороны, соблюдение и исполнение ФССП России и ее должностными лицами Конституции РФ, а также законов, действующих на территории Российской Федерации, а с другой стороны, соответствие законам издаваемых данными субъектами правовых актов (ст. 21 Закона о прокуратуре).

Следует учитывать, что полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов предполагают возможность использования им мер прокурорского реагирования, предусмотренных ст. ст. 21 — 25.1 Закона о прокуратуре. Учитывая тот факт, что Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в ст. 40 УПК РФ были внесены изменения, закрепившие за органами ФССП России в более четком виде статус органа дознания, в настоящее время не возникает никаких сомнений в обоснованности осуществления прокурорами специального надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание.

Предмет такого надзора определен ст. 29 Закона о прокуратуре, полномочия прокурора по его осуществлению устанавливаются УПК РФ и иными федеральными законами. Прежняя редакция ст. 40 УПК РФ к органам дознания относила главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, их заместителей, а также старших судебных приставов. Это означало отнесение к органам дознания отдельных должностных лиц службы, что создавало в этой связи ряд практических сложностей. Действующая же редакция ст. 40 УПК РФ существенно расширяет перечень должностных лиц, уполномоченных проводить в ФССП России предварительное расследование в форме дознания.

Контроль за действиями приставов осуществляет суд, направивший приставу исполнительные документы, или суд, в котором пристав обеспечивает порядок.

Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении дознания в органах ФССП и пути решения этих проблем

В ходе реализации уголовно-процессуальных полномочий дознаватели службы сталкиваются трудностями, вызванными спецификой преступлений, расследование которых отнесено к подследственности ФССП России, отсутствием единообразной судебной практики, а также правовыми проблемами, общими для всех правоохранительных органов.

Одной из проблем, актуальной, в том числе для службы судебных приставов как одного из органов дознания, является недостаточная правовая регламентация в УПК РФ порядка проверки сообщений о преступлениях. В числе средств, которыми решаются задачи на стадии возбуждения уголовного дела, УПК РФ указывает лишь на требование о передаче документов и материалов при проверке сообщения о преступлении, распространённому в СМИ, осмотр места происшествия, производство документальных проверок, ревизий, исследование документов, предметов и привлечение к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов.

Читайте так же:  Штраф за езду в наркотическом опьянении

В практической деятельности органов дознания ФССП России наиболее распространённым способами проверки сообщений о преступлениях являются получение объяснений, а также истребование материалов.

О недостатках отсутствия в законе указания на возможность проведения некоторых проверочных действий неоднократно указывалось в юридической литературе

А.П. Рыжаков отмечает, что существует три вида средств сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а именно: прямо закрепленные в уголовно-процессуальном законе, выработанные практикой и широко применяемые органами предварительного расследования, предусмотренные не уголовно-процессуальными нормативными актами. [34, с.67] В службе судебных приставов право на получение объяснений, представление требований, поручений, запросов при проверке сообщений о преступлениях предусмотрено п.25 Инструкции «О едином порядке организации приёма, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях», утверждённой приказом Минюста РФ №139 от 02.05.2006 г. Аналогичные нормы содержаться в инструкциях иных правоохранительных органов.

Вместе с тем, осуществление такого проверочного мероприятия как получение объяснений сопряжено с рядом теоретических и организационных проблем, поскольку УПК РФ не определяет процессуальный порядок, процессуальную форму данного действия, а также процессуальный статус его участников.

Так, опрашиваемый не предупреждается об ответственности за отказ от дачи объяснений и за дачу заведомо ложных объяснений. Более того, полученные объяснения не являются источником доказательств, поскольку в соответствии с ч.1 ст. УПК РФ доказательствами являются лишь сведения, полученные в порядке, определённом УПК РФ. В дальнейшем в ходе расследования уголовного дела дознавателю необходимо процессуально закрепить установленным законом способом полученные доказательства. Действующее законодательство не оговаривает порядок вызова лица, не имеющего процессуального положения, для опроса и проведения с его участием других проверочных действий. Каких-либо мер процессуального принуждения, предусмотренных ст.111 УПК РФ, к таким лицам дознаватель не имеет возможности применить, а также возместить им расходы, связанные с явкой к месту производства действий и проживанием, возместить недополученную ими заработную плату за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания. Более того, такое приглашение не обязывает работодателя обеспечить явку своего работника к дознавателю.

Достаточно часто в практической деятельности возникают ситуации, когда из-за неявки лица, от пояснений которого зависит принятие решения, невозможно принять основанное на законе процессуальное решение. Правоприменительная практика сложилась таким образом, что прокуроры, проверяя и изучая материалы проверки по сообщениям о преступлении, считают материалы при отсутствии в них объяснений неполными, недоработанными, что является основанием для отмены прокурором процессуального решения, принятого дознавателем службы судебных приставов, и возвращением материала для проведения дополнительной проверки.

Материалы исполнительного производства, содержащие информацию, объяснения и справки, полученные при совершении исполнительских действий судебными приставами, в большинстве случаев не могут быть положены в основу принятия процессуального решения дознавателем в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.

Это объясняется тем, что на судебного пристава-исполнителя не возложено проведение проверки сообщения о преступлении, и, соответственно, на практике им не отражаются в объяснениях исчерпывающие конкретные вопросы, интересующие дознание при оценке деяния и его квалификации. Отсутствие элементарной правовой регламентации процедуры получения объяснений ставит правоприменителя перед необходимостью самостоятельно решать вопрос о её форме и содержании, что каждый раз делается сотрудниками субъективно и не всегда верно.

Представляется, что в УПК РФ следует закрепить основные необходимые способы проверки сообщений о преступлениях и законодательно определить статус субъектов, вовлечённых в процедуру проверочных действий. Это будет способствовать своевременному и качественному и обоснованному принятию разрешений в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ. Урегулирование данных вопросов видится достаточно актуальным.

В службе судебных приставов различные виды уголовно процессуальной деятельности осуществляют, во-первых, должностные лица, которые являются дознавателями по штатному расписанию и назначены на эту должность приказом руководителя соответствующего территориального органа. Во-вторых, уголовно-процессуальные полномочия реализуют судебные приставы, назначаемые на определенный срок начальником органа дознания (в случае отвода штатного дознавателя, его болезни, отпуска и так далее). Последние осуществляют функции дознания наряду со своими основными профессиональными обязанностями в сфере принудительного исполнения или обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Таким образом, дознаватель службы судебных приставов — это должностное лицо, правомочное на основании требований закона или уполномоченное начальником органа (подразделения) дознания самостоятельно осуществлять проверку сообщения о преступлении, предварительное расследование в форме дознания, неотложные следственные действия и иные процессуальные действия.

В настоящее время ввиду возрастания нагрузки по расследованию преступлений, подследственных ФССП России, совершенствование уголовно-процессуальной деятельности в службе судебных приставов невозможно без осуществления комплекса организационно-методических, правовых, кадровых, материально-технических и других мер, касающихся формирования профессионального кадрового звена штатных дознавателей в ФССП России, увеличения количественного состава работников, занимающихся вопросами производства дознания.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством контроль за полнотой, законностью производства дознания возложен на начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. В настоящее время специализированные подразделения дознания в системе ФССП России действуют в её территориальных органах.

В районных, межрайонных и других в соответствии с административно-территориальным делением отделах службы судебных приставов, где расследуется абсолютное большинство уголовных дел, процессуальное руководство указанной деятельностью осуществляют старшие судебные приставы, то есть начальники органов дознания.

Особенностью процессуального статуса старшего судебного пристава как должностного лица органа дознания является то, что уголовно-процессуальная функция является вспомогательной для деятельности по организации исполнения судебных и иных актов, обеспечения установленного порядка деятельности судов. В связи с этим полагаем, что некоторая специализация, а именно — введение должностей заместителей начальников районных отделов по дознанию будет способствовать дальнейшему росту результативности и оперативности применяемых мер уголовно-процессуального законодательства в службе судебных приставов, направленных на защиту интересов взыскателей и правосудия. Это согласуется с новой редакцией ст. 40 УПК РФ, согласно которой к органам дознания отнесена вся Федеральная служба судебных приставов, а не ее отдельные должностные лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, совершенствование деятельности должностных лиц органов дознания ФССП России связано как с устранением недостатков законодательного регулирования, так и с оптимизацией организации дознания в каждом территориально органе.

Приказ фссп 232 об организации дознания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here