Возражение на акт проверки ростехнадзора

Prom-Nadzor.ru

Обжалование результатов проверок гос.органов

В процессе обжалования актов проверок органов государственного надзора организации допускают многочисленные ошибки, что приводит к негативному результату.

Рассмотрим распространеные ошибки и пути их решения.

В российском законодательстве предусмотрено право лица обжаловать любой акт, который вынесен органом государственной власти и который нарушает его права (статья 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Чаще всего обжалованию подлежат акты органов государственного контроля (надзора), вынесенные в результате проверки, поскольку именно данные акты более всего затрагивают интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых они вынесены. Процедуры обжалования таких актов различны и напрямую зависят от вида акта.

Речь идет прежде всего о постановлениях по делам об административных правонарушениях, распоряжениях о проведении проверок, а также предписаниях об устранении выявленных нарушений, вынесенных в результате плановых или внеплановых проверок.

Несмотря на то, что все указанные выше акты могут быть вынесены одним и тем же органом государственного контроля (надзора), сроки и порядок обжалования данных актов может быть различен, т.к. они регулируются разными федеральными законами. В соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях — КоАП РФ, АПК РФ и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в соответствии с которыми участники процесса обжалования наделяются разным объемом прав и обязанностей в зависимости от вида оспариваемого акта.

Например, оспаривание постановлений производится в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в соответствии с которой у лица, привлеченное к ответственности, есть выбор подачи жалобы либо в вышестоящий орган, либо в суд . При этом сроки подачи жалоб ограничены 10 днями со дня вручения или получения копии постановления. Каждая последующая жалоб на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановления, обжалуется в том ж порядке и в те же сроки, что и первая жалоба, т.е. в течение 10 дней (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ),

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Что касается обжалования распоряжений (приказов) на проведение проверок, предписаний о устранении выявленных нарушений, то данная процедура регламентирована главой 24 АПК РФ и в отличие от обжалования постановлений имеет другие сроки и порядок.

Указанные выше акты с точки зрения законодательства не относятся к административном производству, а являются ненормативными правовыми актами, изданными органами государственной власти.

Вместе с тем следует отметить, что в связи проведением проверки Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрена подача организацией возражений на акт проверки, предписания о устранении выявленных нарушений в порядке установленном п. 12 статьи 16 Федерального закон № 294-ФЗ, т.е. в течение 15 дней с даты получения акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений.

Предписание об устранении выявленных нарушений могут быть обжалованы в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

Стоит учитывать, что акт проверки не относится к тем актам государственного органа, которые порождают права и обязанности либо нарушают права и законные интересы лиц, в отношении которых проведена проверка, акт проверки является лишь способом фиксации результатов проверки и выявленных нарушений. Поэтому акт проверки обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ, не подлежит.

Дальнейшее обжалование решений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов (распоряжений, предписаний) будет происходить по общим правилам процессуального законодательства.

Это значит, что у неудовлетворенной решением по делу, у стороны есть месяц для обжалования этого решения в апелляционном порядке (при этом оно не вступит в силу до вынесения постановления суда апелляционной инстанции) и два месяца для обжалования этого решения в кассационном порядке, не говоря уже об обжаловании в порядке надзора при наличии соответствующих оснований.

Как оспорить результаты проверки?

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в письменной форме возражения

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений; при этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке, предусмотрено п. 4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ.

Здесь необходимо отметить, что ст. 11 части первой ГК, регламентируя судебную защиту гражданских прав, предусматривает следующее: защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд илитретейский суд (п. 1); защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом; решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (п. 2). Согласно ст. 13 данного Кодекса ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Как установлено там же, в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 Кодекса.

Читайте так же:  Приказ мо рф 500 об обеспечении посудой

Соответственно данным гражданско-правовым нормам процессуальное законодательство, т.е. ГПК РФи АПК РФ, определяет две категории рассматриваемых судами дел, возникающих из публичных правоотношений: 1) дела о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (по терминологии ГПК РФ), об оспаривании нормативных правовых актов (по терминологии АПК РФ); 2) дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (по терминологии ГПК РФ), об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц (по терминологии АПК РФ).

Об этих же двух категориях рассматриваемых судами дел и идет речь в ч. 2 и 3 ст. 23 Закона № 294-ФЗ:

в части 2 статьи — об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц;

в части 3 статьи — о признании недействительными полностью или частично не соответствующих законодательству РФ нормативных правовых актов органов государственного контроля (надзора) или муниципальных правовых актов органов муниципального контроля.

Право на судебное оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц закреплено в соответствующих процессуальных нормах — в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ. Кроме того, это право предусмотрено в ст. 1 Закона РФ № 4866-1 от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Возможность административного обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц предусмотрена соответствующими нормами: согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу; в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу.

Примерная форма возражения на акт, составленный должностным лицом Роспотребнадзора по результатам проведения проверки выполнения обязательных требований (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

В [ наименование территориального органа Роспотребнадзора ]
от [ Ф. И. О. индивидуального предпринимателя/
наименование организации ]
адрес: [ вписать нужное ]
телефон: [ указать номер ]

Возражение
на акт, составленный должностным лицом Роспотребнадзора по результатам проведения проверки выполнения обязательных требований

[ Число, месяц, год ] на основании [ номер и дата приказа (распоряжения) ] [ Ф. И. О. и должность лица, проводившего проверку ] в отношении [ наименование организации ]/меня была проведена [ плановая/внеплановая ] [ документарная/выездная ] проверка выполнения обязательных требований [ санитарного законодательства/законодательства в области защиты прав потребителей/правил продажи отдельных видов товаров/соблюдения технических регламентов Таможенного союза ] (далее — проверка).

По результатам проведения проверки был составлен акт N [ значение ] от [ число, месяц, год ] (далее — акт проверки). Экземпляр акта проверки получен [ должность, Ф. И. О. представителя организации ]/мной [ число, месяц, год ].

Как указано в акте проверки, [ указать доводы, изложенные в акте ].

Я/[ Наименование организации ] не согласен/не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте проверки.

В связи с этим и на основании ч. 12 ст. 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 82 Административного регламента Роспотребнадзора исполнения государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, утв. приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. N 764, представляем/представляю свои возражения по акту проверки.

Факты, изложенные в акте проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам: [ вписать нужное ].

Кроме того, [ Ф. И. О. и должность лица, проводившего проверку ] нарушил установленную процедуру проведения проверки, а именно: [ указать, в чем выражались нарушения ].

Вышеперечисленные нарушения ущемляют мои права/права [ наименование организации ], предусмотренные ст. [ вписать нужное ] ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, проверка проведена с существенными нарушениями установленной процедуры.

На основании вышеизложенного просим/прошу принять решение об отмене результатов проверки/решение о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица Роспотребнадзора, проводившего проверку, с указанием способа устранения нарушений.

1. Копия акта проверки.

2. [ Документы, подтверждающие доводы, изложенные в возражении ].

3. [ Документы, подтверждающие полномочия лица на подписание возражения ].

[ должность, подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего возражение ]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма возражения на акт, составленный должностным лицом Роспотребнадзора по результатам проведения проверки выполнения обязательных требований

Разработана: Компания «Гарант», апрель 2015 г.

Примерная форма возражения на акт, составленный органом пожарного надзора по результатам проведения проверки выполнения требований пожарной безопасности (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

В [ наименование органа Госпожарнадзора ]

от [ Ф. И. О. индивидуального предпринимателя/

адрес: [ вписать нужное ]

телефон: [ указать номер ]

Возражение
на акт, составленный органом пожарного надзора по результатам проведения проверки выполнения требований пожарной безопасности

[ Число, месяц, год ] на основании [ номер и дата приказа (распоряжения) ] [ наименование органа Госпожарнадзора, проводившего проверку ] в отношении [ наименование организации ]/меня была проведена [ плановая/внеплановая ] проверка выполнения требований пожарной безопасности. По результатам проведения проверки был составлен акт N [ значение ] от [ число, месяц, год ] (далее — акт проверки).

Экземпляр акта проверки получен [ должность, Ф. И. О. представителя организации ]/мной [ число, месяц, год ].

Как указано в акте проверки, [ указать доводы, изложенные в акте ].

[ Наименование организации ]/Я не согласно/не согласен с фактами и выводами, изложенными в акте проверки. В связи с этим и на основании ч. 12 ст. 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 58 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС РФ от 28 июня 2012 г. N 375, представляем/представляю свои возражения по акту проверки.

Читайте так же:  Почта россии тарифы на конверты и марки

Факты, изложенные в акте проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам: [ вписать нужное ].

Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют [ вписать нужное ].

На основании вышеизложенного прошу принять решение о передаче материалов проверки в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в связи с отсутствием оснований для принятия мер реагирования.

1. Копия акта проверки.

2. [ Документы, подтверждающие доводы, изложенные в возражении ].

3. [ Документы, подтверждающие полномочия лица на подписание возражения ].

[ должность, подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего возражение ]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма возражения на акт, составленный органом пожарного надзора по результатам проведения проверки выполнения требований пожарной безопасности

Разработана: Компания «Гарант», январь 2018 г.

Образец составления возражения на акт выездной налоговой проверки в 2019 году

В случае наличия определенных условий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям назначается выездная проверка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В таком случае налоговые инспектора прибывают непосредственно по месту регистрации компании – для анализа бухгалтерской, налоговой отчетности.

По результатам проведения проверки составляется специальный акт. Как и в случае с камеральной, проверяемое предприятие имеет право на составление возражений.

Содержание

Процедура регламентируется законодательством. Сам текст возражения не унифицирован, формат может быть различным.

Основные моменты ↑

Все юридические лица, индивидуальные предприниматели, ведущие коммерческую деятельность в Российской Федерации, могут быть проверены налоговой инспекцией на предмет нарушений.

Такие проверки могут быть двух типов:

Они преследуют одну и ту же цель, но различается сам процесс реализации. При камеральной документы просматриваются аудитором-налоговым инспектором в ФНС.

В случае выездной – происходит выезд по месту нахождения проверяемого лица. Такие проверки могут быть двух типов:

  • тематические, комплексные;
  • внеплановые и плановые.

Особенно часто причиной проведения таких рейдов являются большие размеры вычетов, используемые в связи с НДС.

В некоторых случаях допускается проведение повторного рейда:

  • для контроля деятельности налогового органа, реализующего это операцию ранее;
  • если налогоплательщик представил уточненные документы отчетности (декларация, иное).

Результатом проведения такой проверки всегда является специальный акт. В нем подробно перечисляются все обнаруженные недочеты, ошибки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Документ передается после формирования на руки проверяемому и в течение установленного периода времени все нарушения должны быть устранены. В противном случае на организацию наложат штрафы, иные санкции.

Если руководство предприятия считает обозначенные ошибки неверными, допускается составление возражений. Они оформляются в письменной форме.

Срок подачи возражений при выездной проверке составляет 1 месяца. В течение этого периода времени допускается составление документации с пояснениями.

Прежде, чем приступить к составлению данного документа, следует ознакомиться с важными вопросами:

  • что это такое?
  • назначение документа;
  • действующие нормативы.

Что это такое

Возражения по акту налоговой проверки представляет собой документ, содержащий подробные разъяснения. Он содержит обозначение фактов, на основании которых бухгалтерия организации свершила те или же иные действия.

Желательно обозначать ссылки на законодательные нормы из Налогового кодекса РФ, других НПД. В таком случае налоговые инспектора не смогут не принять к сведению возражения.

Этот момент регламентируется следующими НПД:

п.п.7 п.1 ст.№21 Налогового кодекса РФ Пояснения
п.6 ст.№100 НК РФ Обозначаются допустимые возражения по составленному акту

Составление документа с возражениями, пояснениями и передача их в налоговую службу – не обязанность, а право. Потому проверяемый может вовсе не составлять подобный документ.

Но это не лишает его возможности и права принимать участие в рассмотрении материала проверки. Регламентируется абз.1 п.4 ст.№101 НК РФ.

Если пояснения, возражения не приняты ФНС или же не учтены, проверяемый может обратиться в суд.

Сам факт наличия или же отсутствия данных документов не влияет на возможность аргументации своей позиции. Устанавливается ст.41 АПК РФ.

Назначение документа

Проводящие выездную проверку лица могут сами допускать какие-либо ошибки, не ориентироваться в законодательстве.

Или в силу непонимания специфики работы, некоторых аспектов бухгалтерского учета неверно трактовать определенные действия.

В случае обнаружения таких ошибок в составленном по результатам проверки акте руководство предприятия имеет право донести до ФНС свою позицию таким образом.

Федеральная налоговая служба не может не принимать к сведению подобные возражения. Обозначенные пояснения, возражения должны быть рассмотрены и по ним принимается решение.

Особенно часто подобные ситуации возникают по возражениям на акт выездной налоговой проверки по НДС.

Действующие нормативы

Проведение выездной проверки, а также процедура составления возражений по ней регламентируется законодательством.

Все о выездной налоговой проверке, читайте здесь.

Все нормативно-правовые документы, акты стоит изучить самому проверяемому. Это позволит соответствующим образом сформировать возражения, избежать назначения неправомерных штрафов ФНС.

К самым важным нормативно-правовым документам по данному вопросу можно отнести следующее:

ст.№83 НК РФ Ведение учета юридическими лицами
ст.№85 НК РФ Обозначаются обязанности оповещать налоговые органы о свершении некоторых действий, изменениях сведений
ст.№88 НК РФ Камеральная проверка
ст.№89 НК РФ Выездная проверка
ст.№89.1 НК РФ Перечисляются все особенности проведения выездной проверки консолидированной группы
ст.№89.2 НК РФ Как проводится проверка налогоплательщика, участвующего в различных инвестиционных проектах регионального значения
ст.№91 НК РФ Обеспечение доступа налоговых инспекторов и иных сотрудников ФНС в помещения проверяемого предприятия
ст.№93.1 НК РФ Обозначается факт возможности требования определенных данных, сведений у контрагентов в случае проведения проверок ФНС
ст.№94 НК РФ Когда и каким образом допускается проводить выемку документов
ст.№95 НК РФ Возможность проведения экспертизы в случае налоговой проверки
ст.№96 НК РФ Допускается привлечение сторонних специалистов для реализации проверки (переводчиков, иных)

Допускается проведение выездной проверки работниками государственных внебюджетных фондов (ФСС, ПФР).

Но на мероприятия этого типа постановления Федеральной налоговой службы, а также статьи НК РФ не распространяются.

Выездные проверки ФСС реализуются на основании закона №212-ФЗ от 24.07.09 г. – ст.№35 (выездная проверка).

Обжалование акта выездной налоговой проверки

Срок обжалования актов выездной проверки ограничен по времени, составляет всего 1 месяц.

Если проверяемое юридическое лицо по какой-то причине несогласно с обозначенными в документе претензиями, стоит поторопиться.

Читайте так же:  Имущественный взнос российской федерации

В случае отсутствия опыта формирования бумаг рассматриваемого формата следует разобраться с основными вопросами:

  • порядок оспаривания документа;
  • в какой срок нужно предоставить;
  • используемая сумма.

Несмотря на отсутствие унифицированной формы возражения, стоит ознакомиться с верно составленным примером.

Энциклопедия решений. Обжалование акта проверки органа ГПН

Обжалование акта проверки органа ГПН

Акт составляется по результатам каждой проверки органом ГПН. Однако сам акт проверки носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов и не является ненормативным правовым актом, каким-либо образом нарушающим права проверяемого лица либо налагающим на него обязанности. В акте лишь фиксируются сведения о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях (ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Документом же, порождающим правовые последствия для проверяемого лица, является предписание, которое обязывает принять конкретные меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности, зафиксированных в акте. Поэтому можно обжаловать в суд только предписание, обжаловать сам по себе акт проверки в судебном порядке не имеет смысла, да к тому же и затруднительно: в таком случае обжалования акта проверки арбитражный суд прекращает производство на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, см. например, постановления Второго ААС от 19.12.2016 N 02АП-8320/16, АС Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-2754/16, АС Поволжского округа от 19.03.2015 N Ф06-21164/13, Восемнадцатого ААС от 10.06.2015 N 18АП-5517/15, АС Московского округа от 06.08.2014 N Ф05-7827/14, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2014 N Ф04-2569/14, ФАС Центрального округа от 06.03.2014 N Ф10-817/14.

Тем не менее, арбитражный суд может рассмотреть дело по существу, если его предметом будет не сам акт, а признание недействительными результатов проверки, установленных в акте (определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 309-КГ16-8968) или действия и решения ГПН по проведению самой проверки, в том числе оформлению ее результатов (постановления АС Дальневосточного округа от 27.05.2016 N Ф03-2103/16, Четвертого ААС от 02.11.2016 N 04АП-3412/16). Кроме того, грубые нарушения при составлении акта проверки могут быть установлены судом и при рассмотрении жалобы по делу об административного правонарушении, возбужденном по итогам проверки (см, например, постановление Шестого ААС от 09.04.2015 N 06АП-1249/15). Таким образом, в арбитражном суде целесообразнее сосредоточиться на оспаривании предписания или действий по проведению проверки целиком.

Прекращение дела об оспаривании именно акта проверки реализуется только в арбитражных судах. Напротив, суды общей юрисдикции рассматривают заявления о признании незаконным акта проверки в порядке КАС РФ (определения СК по административным делам Омского областного суда от 06.07.2016 по делу N 33а-6551/2016, СК по административным делам Брянского областного суда от 14.01.2016 по делу N 33а-238/2016, СК по административным делам Владимирского областного суда от 03.12.2015 по делу N 33а-4124/2015, СК по административным делам Приморского краевого суда от 17.09.2015 по делу N 33-8321/2015). Соответствующий административный иск следует подавать в порядке ст. 218 КАС РФ, дело рассматривается по правилам гл. 22 КАС РФ. Как правило, административные истцы оспаривают акт вместе с предписанием или с иными решениями и действиями ГПН, относящимися к проверке.

Кроме того, в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами, проверяемое лицо в течение 15 дней с даты его получения вправе представить в орган ГПН письменные возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений, вместе с документами (копиями), подтверждающими обоснованность таких возражений, в т.ч. в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 89, 128 Регламента N 644). Если возражение подано в электронном виде, необходимо, чтобы оно было составлено с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (п. 131 Регламента N 644). Подача возражений с нарушением этого срока не свидетельствует о безусловной доказанности нарушений, зафиксированных актом проверки (постановление Семнадцатого ААС от 02.10.2014 N 17АП-11284/14).

Суды придерживаются следующего принципа: при наличии возражений относительно выявленного нарушения со стороны лица, в отношении которого составлен акт проверки, данный акт перестает быть безусловным доказательством такого нарушения и в случае привлечения этого лица к административной ответственности орган ГПН обязан доказать факт такого нарушения иными (кроме акта проверки) доказательствами. См. например постановления ФАС Поволжского округа от 04.03.2014 N Ф06-3792/13, АС Уральского округа от 08.09.2014 N Ф09-5753/14, Девятого ААС от 01.09.2014 N 09АП-31047/14, ФАС Поволжского округа от 24.01.2013 N Ф06-10340/12; Первого ААС от 18.06.2013 N 01АП-2700/13.

Подпись руководителя (индивидуального предпринимателя), иного должностного лица или уполномоченного представителя в акте проверки означает лишь то, что руководитель ознакомлен с его содержанием и получил свой экземпляр акта. Сама по себе эта подпись не означает его согласия с изложенными в нем результатами и выводами, хотя отсутствие записей о замечаниях и возражениях по акту может расцениваться судом в совокупности с иными обстоятельствами в качестве такового (см. постановления Поволжского округа от 04.03.2014 N Ф06-3792/13, ФАС Уральского округа от 04.09.2013 N Ф09-7910/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2013 N Ф04-6434/12). Если проверяемое лицо оставляет запись на акте проверки о несогласии с выявленными фактами, иные замечания и возражения, такая пометка также рассматривается судом как одно из доказательств по делу (см. постановление Одиннадцатого ААС от 10.07.2013 N 11АП-10577/13).

Возражения подлежат рассмотрению руководителем органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, или руководителем вышестоящего органа ГПН в течение 15 рабочих дней. По результатам рассмотрения выносится письменное решение, которое доводится до сведения заинтересованного лица (п.п. 135, 136 Регламента N 644).

На период срока рассмотрения жалобы действие обжалуемых документов не приостанавливается (п. 128 Регламента N 644).

Нарушения в ходе проведения проверки соблюдения требований промышленной безопасности со стороны Ростехнадзора

РТН выдал акт, в акте указал все замечания, которые были найдены в ходе проверки. По данному акту есть замечания, которые были устранены в ходе проверки, с отметкой «Устранено, в ходе проверки», Ростехнадзор говорит, что все равно будет штраф (якобы замечания найдены и все равно устранены, не устранены, мы ж их нашли, значит, штраф).

Обязаны ли писать в акте особое мнение, что с данными пунктами не согласны и перечислить их?

Ростехнадзор вписал в акт замечания (по документам) те, которые он даже не просил (документы), а пишет, что не предоставлены. Хотя на момент проверки эти документы даже не запрашивались официально.

Требования к порядку проведения проверок, сроки, последовательность действий Ростехнадзора установлены в Административном регламенте по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утвержденном приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48 (далее — Административный регламент).

Читайте так же:  Как по гарантии отремонтировать телефон

Согласно подпункту в) пункта 7 Административного регламента, должностные лица Ростехнадзора в пределах установленной компетенции обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора, его территориальных органов о проведении данной проверки в соответствии с ее назначением.

В соответствии с подпунктом в) пункта 9 Административного регламента , уполномоченное лицо, в отношении которого проводится проверка, имеет право знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов).

Согласно пункту 10 Административного регламента, определено, что результатами исполнения государственной функции являются:

— составление по результатам проверки акта и его вручение;

— выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

— составление протокола об административном правонарушении (возбуждение дела об административном правонарушении), вынесение постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исполнение государственной функции по проведению проверок осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ).

Статья 16 Федерального закона N 294-ФЗ определяет порядок оформления результатов проверки. Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются, в том числе, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Исходя из требований пункта 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. На основании вышеизложенного можно сделать выводы.

Проверка Ростехнадзора обязательно проводится на основании распоряжения руководителя (или заместителя руководителя) территориального органа. Типовая форма распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора, на основании которого проводится проверка, утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. В пункте 6 формы распоряжения должен быть отмечен предмет проверки, а в пункте 11 формы распоряжения, должен быть перечислен.

Перечень документов, представление которых организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Таким образом, надлежит предоставить именно перечисленные документы, соответствующие предмету проверки. Включение в акт проверки доводов об отсутствии незатребованных документов со стороны Ростехнадзора незаконно.

Рекомендуем обратиться к непосредственному руководителю данного инспектора (как правило, это начальник отдела) для дачи разъяснений о правомочности действий данного должностного лица или к руководству территориального органа Ростехнадзора, чьи должностные лица проводили проверку. Представители Ростехнадзора имеют право наложить административный штраф при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов.

Статья 9.1 КоАП РФ называется «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В силу части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

При вынесении административного наказания инспектор Ростехнадзора должен показать, что имели место нарушения нормативных правовых актов. Кроме того, необходимо показать, что нарушение, за которое может быть вынесено наказание, входит в должностные обязанности должностного лица. Согласно пункту 2 примечания к статье 9.1 КоАП РФ, под должностными лицами в организациях понимается в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Если факт нарушения требований нормативных правовых актов был отражен в акте проверки, то наложение штрафа возможно, несмотря на устранение нарушения в ходе проверки, так как они имело место быть.

Возражение на акт проверки ростехнадзора

По результатам проверки вы получили акт, с которым не согласны или предписание об устранении выявленных нарушений. Если возможности обратиться к грамотному юристу не имеется, мы расскажем, что нужно делать.

Как обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное по результатам проверки, мы рассказывали в одной из предыдущих статей. В данной статье остановимся на способах обжалования акта проверки и предписаний об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Существует два пути обжалования указанных актов: внесудебный и судебный.

Не доводя до суда

Внесудебный (или административный) порядок обжалования имеет свои преимущества: он занимает гораздо меньше времени, чем судебный, к тому же, не требует затрат (госпошлина не взимается).

Если говорить о минусах: этот путь далеко не всегда результативен. Проверяющие органы и их вышестоящие ведомства редко отменяют результаты проверки добровольно во внесудебном порядке. На практике это случается лишь в случаях, когда имеют место явные грубые нарушения, допущенные при проверке. Кроме того, обжалование во внесудебном порядке не приостанавливает действие обжалуемого акта.

При этом не стоит недооценивать или игнорировать внесудебный порядок обжалования. Доводы о несогласии с обжалуемым актом, заявленные на данном этапе, создают нужную почву для возможного дальнейшего судебного обжалования.

Внесудебный порядок обжалования частично урегулирован ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» (далее – ФЗ № 294-ФЗ). Особенности обжалования актов по отдельным видам контроля содержатся в нормативных актах проверяющего ведомства.

Читайте так же:  Замена лиц в исполнительном производстве

Во-первых, можно обратиться с возражениями в орган, осуществивший проверку. При несогласии с выводами, изложенными в акте проверки или предписании, можно в течение 15 дней с даты получения акта или предписания представить в проверяющий орган письменные возражения.

В возражениях необходимо указать, какие именно положения закона нарушены при проверке или при составлении акта со ссылкой на конкретную страницу акта, где размещены указанные положения. Также к возражениям нужно приложить документы (или их заверенные копии), подтверждающие заявленные доводы, и копию самого обжалуемого акта, документы о полномочиях подписанта.

Также можно обратиться с заявлением (жалобой) в вышестоящий по отношению к проверяющему орган.

Результаты проверки, проведенные с грубыми нарушениями, могут быть по заявлению проверяемого лица признаны недействительными вышестоящим органом по отношению к проверяющему органу или судом.

Грубыми нарушениями согласно ФЗ № 294-ФЗ являются: отсутствие оснований для проведения проверки; нарушение срока уведомления о проверке; привлечение к проведению проверки не аккредитованных и не аттестованных лиц; нарушения при согласовании с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки; нарушения сроков проведения проверки; проведение проверки без распоряжения или приказа органа контроля (надзора); истребование документов, не относящихся к предмету проверки; непредставление акта проверки; проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок; участие в проведении проверки экспертов, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым.

Заявление (жалоба) в вышестоящий орган должно быть составлено в письменной форме, подписано уполномоченным лицом. В заявлении (жалобе) нужно указать на конкретные грубые нарушения в акте или предписании и приложить доказательства их наличия, копию оспариваемого акта, документы о полномочиях подписанта. Обратите особое внимание на порядок направления заявления (жалобы) или возражений: каким способом бы вы их не направили, у вас должны остаться на руках документы, подтверждающие отправку и получение.

Заявление (жалоба) рассматриваются в срок не более 30 дней (по разным ведомствам сроки могут розниться). Срок рассмотрения может быть продлен. По результатам рассмотрения должно быть принято решение о признании незаконными и отмене результатов проверки либо об отказе в удовлетворении заявления (жалобы). В случае отказа можно прибегнуть к судебному способу защиты, если срок на обращение в суд еще не истек.

Идем в суд

Судебный порядок обжалования существенно результативнее административного, хотя и более затратный: при подаче заявления в суд необходимо оплатить госпошлину. Судебное обжалование может продлиться несколько месяцев (только в первой инстанции срок рассмотрения составляет 3 месяца). Длительный срок обжалования не создает неудобств, т.к. на время обжалования действие оспариваемого акта можно приостановить.

Акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит. Однако вынесенное по результатам проверки предписание об устранении выявленных нарушений можно обжаловать.

Стоит обратить внимание, что судебное обжалование предписаний возможно как в районный, так и в арбитражный суд.

В арбитражный суд обжалуются только предписания, затрагивающие права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эта процедура регулируется главой 24 АПК РФ.

Если предписания не затрагивают указанные права и интересы заявителя, они обжалуются путем подачи административных исковых заявлений в районный суд согласно правилам, установленным главой 22 КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства РФ). В таком порядке обжалуются, например, некоторые предписания Государственной инспекции труда, МЧС и т.д. Процедура обжалования по КАС РФ в целом схожа с процедурой по АПК РФ, отличается от нее несущественно и в основном в части терминологии.

Поэтому подробно остановимся на процедуре, предусмотренной АПК РФ. К тому же, на практике она используется гораздо чаще.

В течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали о нарушении своих прав (как правило, со дня получения предписания), необходимо подать в арбитражный суд заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления можно будет восстановить, но далеко не каждую причину суд признает таковой. Например, отказ в получении предписания или неполучение его по адресу местонахождения, отпуск директора, отсутствие штатного юриста и т.д. уважительными причинами судами не признаются.

Заявление должно соответствовать требованиям АПК РФ и содержать требование о признании предписания незаконным и его отмене. Нужно указать какие именно нормы какого закона или иного нормативного правового акта нарушает оспариваемый акт.

В качестве таких нарушений могут выступать:

— нарушения при проведении проверки (о порядке проведения проверки мы подробно рассказывали в предыдущей статье);

— отсутствие материально-правовых оснований для вынесения предписания (отсутствует нормативно установленная обязанность, нарушение которой вменяется, или эта обязанность исполнена, требуемые действия по исполнению обязанности неисполнимы и т.д.).

В заявлении важно также указать: какие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушает акт; какие обязанности незаконно возлагает; какие создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке судебного обжалования возможно приостановить действие вынесенного предписания. Это особенно важно, т.к. само по себе обжалование предписания не прекращает действие требований, содержащихся в нем. А это значит, что, если не приостановить действие предписания, проверяющий орган в любой момент в процессе его обжалования может проверить исполнение предписания и привлечь заявителя к ответственности.

Для приостановления действия предписания при подаче заявления об оспаривании необходимо подать месте с ним заявление об обеспечении иска, содержащее требование о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого акта. Рассмотрение этого заявления осуществляется судом в течение 1 дня со дня поступления в суд и госпошлиной не облагается. Если суд посчитает заявление об обеспечении иска надлежаще обоснованным, то приостановит действие предписания до вступления в силу решения суда по результатам обжалования.

При несогласии с решением суда по результатам рассмотрения заявления, его можно в течение месяца обжаловать в апелляционном порядке, далее — в кассационном и в надзорном порядке. Решение не вступит в силу до окончания процедуры судебного обжалования.

В вопросе обжалования административных актов все решает опыт и профессионализм. Умелое лавирование в процедурах обжалования гарантирует нужный результат. Участие профессионального юриста в процедуре обжалования значительно экономит ваши ресурсы, снижает риски привлечения к ответственности и создает комфортные условия для осуществления бизнеса.

Видео (кликните для воспроизведения).

© Кира Ведерникова, юрисконсульт ООО «РЕГИСТРИРУЕМ.ОРГ»

Возражение на акт проверки ростехнадзора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here